В Армавире состоялось видеообщение представителей армянской диаспоры и историка Азата Ордуханяна (Германия)
Историк Азат Ордуханян живет и работает в университетском городе Германии Бохум. Он председатель научно-культурной организации «Армянский Академический Союз Германии-1860», популяризирующей армянскую культуру и историю на немецкой земле. А.Ордуханян был непосредственным очевидцем обсуждения и принятия 2 июня в Бундестаге резолюции по Геноциду армян.
13 июня в армянской общине Армавира, возглавляемой Григорием Карапетяном, состоялся сеанс видеосвязи с немецким ученым и общественным
Ведущий: Уважаемый Азат! От лица армянской диаспоры города выражаю вам и всем, кто приложил усилия, искреннюю благодарность за участие в большой работе по подготовке и принятию в Бундестаге решения о признании геноцида армян в Османской империи в 1915-1923 годах. В Германии на разных уровнях велась работа по разработке текста резолюции и ее продвижению. С какими трудностями вы столкнулись, готовя общественное мнение к этому важному для всех нас решению? Ведь ни для кого не секрет, что именно общественное мнение стало главным двигателем резолюции Бундестага.
Азат Ордуханян: Армянские общины Германии усиленно работали последние 40-50 лет. В 1969 году был создан Центральный совет армян Германии. Существуют немецкий институт Геноцида и диаспоры, фонд финансирования исследований по Геноциду. То есть многие общественные и научные организации годами работали на это решение. Еще одним важным фактором принятия стало прозрение немецкого общества, осознавшего исторические факты Геноцида армян, а также двуличную политику руководства Турции и лично Эрдогана в вопросе беженцев.
Ведущий: Каковы будут последствия для Германии, для армянской диаспоры, вашей организации факта принятия резолюции Бундестагом о признании геноцида армян? Увеличилось ли давление турецкой общины на немецкое государство и его институты со стороны турецкой общины после этого решения?
Азат Ордуханян: После признания агрессивно настроенные турецкие общины постоянно проводят демонстрации протеста. На нас, представителей армян в Германии увеличилось давление с их стороны. Но нужно сказать, что само принятие резолюции стало возможно благодаря одиозной и вызывающей неприятие у многих немцев фигуре Эрдогана. К сожалению, в резолюции нет упоминания о нашей родине – Западной Армении. Но, может быть, в дальнейшем мы об этом сможем говорить в Германии, и будем стремиться внести ряд корректировок в текст, принятый Бундестагом. Турки этого боятся и будут нам мешать.
Ведущий: Как по-вашему, можно ли сейчас рассчитывать на «эффект домино», то есть на признание Геноцида армян другими странами, например, США и Израилем?
Азат Ордуханян: «Эффект домино» – прекрасная формулировка! Трудно эти события прогнозировать. Про Израиль не могу сказать. Но сегодня Чехия официально обращается к этому вопросу. Очень остро он стоит и в Испании. Те же процессы идут и в Польше. Принятая Бундестагом резолюция хорошая. И она может быть расширена.
Ведущий: Существуют ли сегодня способы консолидации усилий армянских общественных организаций по всему миру для продвижения вопроса международного признания геноцида армян? И почему Бундестаг принял резолюцию по Геноциду не в год 100-летия, а в 101-ю годовщину трагедии. Существует ли вероятность уйти от юридической ответственности?
Азат Ордуханян: Думаю, что это очень хорошо, что принятие в Германии столь важного документа, касающегося Геноцида, произошло в 101-ю годовщину. Это означает, что работа идет. И ей не будет конца. 100-летие не стало рубежом забвения, и мы будем выдвигать наши требования и далее. Я бы даже сказал, что принятие резолюции о Геноциде в 101-ю годовщину более важно, так как она, в первую очередь, ломает стереотипы тех, кто думает, что после 100-летия не будет ответственности за содеянное. Принятие Бундестагом резолюции именно в это время еще раз доказывает, что Геноцид – это преступление, не имеющее срока давности.
Ведущий: Как относятся в политических кругах Германии к проблеме самоопределения и признания Арцаха?
Азат Ордуханян: После принятия резолюции мы пришли к выводу, что должны прилагать больше усилий для решения проблемы Арцаха. Важно знать и помнить: азербайджанские пропагандисты постоянно работают. Они ведут большую «научную» работу в германских университетах и библиотеках, публикуют статьи и книги, проводят конференции. В Азербайджане есть мощный фонд Алиева, выделяющий огромные средства на изучение этой проблемы и освещение ее так, как, выгодно Азербайджану. В Берлинском университете имени Гумбольдта есть кафедра истории Азербайджана.
Ведущий: Были попытки открыть такую же кафедру по армянской истории?
Азат Ордуханян: С начала 1990-ых годов Восточной Германии функционирует центр арменологии, но занимается он только средневековьем.
Ведущий: Найдутся ли в Германии меценаты, которые такую кафедру могли бы финансировать?
Азат Ордуханян: Таких пока нет. Как и в России, в Германии нет ни одного факультета арменологии, ни одной армянской центральной библиотеки, архива и музея. А в США работают шесть кафедр в разных университетах.
Арушан Вартумян: Есть ли в Германии фонды, которые поддерживают армянских студентов, ученых, печатные издания, научные журналы, периодику на армянском языке?
Азат Ордуханян: Есть несколько армянских фондов. Один создан в Бохуме в 1989 году. второй фонд – в 2001 году. Третий есть при кафедре армянской филологии университета имени Мартина Лютера в Галле-Виттенберге. Есть организация, основанная в 1972 году и связанная с изучением армянской архитектуры вне границ республики Армении. Она расположена в городе Ахене. Отдельного фонда, финансирующего армянских студентов нет. Есть три издательства в разных городах Германии: Бремен, Берлин и Франкфурт на Майне. Они периодически издают книги об Армении и армянах. Нас не так много в Германии. Всего около 100 тыс. человек. Из них примерно 75 тыс. – христиане, а 25 тыс. – мусульмане и алевиты.
Гаяне Варданян: Рассматривался ли в Германии вопрос об уголовном наказании за отрицание Геноцида?
Азат Ордуханян: Нет, об этом рано говорить. Но мы планируем пригласить для консультаций профессора юриспруденции из Швейцарии, где есть такой закон. В определенных кругах Христианской демократической партии Германии идет обсуждение этого вопроса.
Гаяне Варданян: Уважаемый Азат! После принятия резолюции о Геноциде, наместник Константинопольского патриархата Армянской апостольской церкви архиепископ Арам Атешян направил Эрдогану письмо, где было сказано: «Мы как армянская община Турции выражаем сожаление по поводу решения Бундестага». Что вы думаете по этому поводу?
Азат Ордуханян: У меня нет никаких сомнений, что это письмо написано по приказу Эрдогана и его помощников, так как армяне находятся в плену у правительства Турции. Не исключаю и давления со стороны турецких спецслужб.
Николай Крижановский: Находите ли вы поддержку у молодого поколения армянской диаспоры Германии?
Азат Ордуханян: Да, такая молодежь есть. И она часто нам помогает.
Амаля Баблоян: В Бундестаге нельзя разворачивать флаги других государств. Как вы решились поднять флаг Армении?
Азат Ордуханян: После демонстрации армянского флага в зале Бундестага, сотрудники правоохранительных органов Бундестага почти два часа допрашивали меня и двоих моих друзей. Решение этого вопроса в компетенции президента Бундестага. Буду надеяться, что нас простят. А само полотнище я передам музеям Армении.
Араик Акопян: Азат, вы сказали, что в Германии, армян-мусульман около 25 тыс. Принимают ли они христианство?
Азат Ордуханян: Да. И таких достаточно много.
Ведущий: Какой следующий ваш шаг после принятия резолюции? Что вы планируете делать в дальнейшем?
Азат Ордуханян: Теперь мы готовимся переводить армянскую литературу на немецкий язык, работать со школьными комитетами для внедрения в школы знаний по изучению геноцида армян, истории и культуре Армении, издавать учебные материалы для школ.
Ведущий: Германия признает свое пособничество в Геноциде 1915-1923 годов?
Азат Ордуханян: Да и это было ярко выражено в тексте резолюции Бундестага.
Ведущий: Есть ли всегерманское общественно-культурное объединение наподобие Союза армян России?
Азат Ордуханян: 1969 года существует Центральный Совет Арян в Германии. Есть сорок армянских общин, организации и союзи . у каждой есть своя собственность, свой фронт работ, армяне в Германии разделены и по географическому признаку. Есть армяне из Турции, из Ирана, из Ливана, из Сирии, из Ирака, из Болгарии, из Армении, из России, из Грузии, что нам мешает консолидироваться, так как менталитет армян разных стран существенно рознится.
Араик Акопян: Как фонд Алиева влияет на отношение немцев к проблеме Нагорного Карабаха?
Азат Ордуханян: Этот фонд ведет интенсивную работу по распространению азербайджанского взгляда на проблему Арцаха. Немецкие научные круги слабо знакомы с Арцахской истории и по многим вопросам армянской историей. Когда ученые и студенты Германии читают статьи и книги азербайджанцев, то они могут принять их точку зрения на многие проблемы, в том числе и на проблему Нагорного Карабаха. Даже несмотря на то, что такая точка зрения несостоятельна.
Ведущий: То есть немцы не стремятся к самостоятельному поиску правды и достаточно легко воспринимают то, что им дают в информационном потоке?
Азат Ордуханян: Да, часто бывает и так.
Ведущий: Сейчас в разных странах, в том числе и в Германии много говорят о создании комиссии из историков разных стран по оценке Геноцида. Не помешает ли такая комиссия дальнейшему международному признанию факта Геноцида?
Азат Ордуханян: Я думаю, что создание такой комиссии – это очень опасный шаг. Мы получали такие предложения от немецких властей. Но в ответ мы предложили им создать комиссию, чтобы обсуждать вопрос: а является ли Берлин столицей Германии? В настоящее время почти во всех немецких политических партиях много турков. Они и предлагают создавать такие комиссии, чтобы избавиться от проблемы Геноцида. Тем более, что мы знаем о ловкости и трюкачестве османских дипломатов и ученых, готовых на все.
Ведущий: Как в Германии относятся к идее создания Курдистана на землях Западной Армении?
Азат Ордуханян: Это очень опасный для нас вопрос. Термин «Курдистан» ввели в оборот английские дипломаты. И мы видим в нем угрозу для Западной Армении. Само понятие земель Западной Армении отсутствует во многих резолюциях по Геноциду разных стран. Оно зафиксировано только в документе о Геноциде, принятом в Российской Федерации. И нам нельзя забывать, что на территории Западной Армении сегодня живет 3 млн армян.
Ведущий: Азат, когда вы были в Армавире на праздновании 175-летия нашего города, мы узнали о возможности студентов из России продолжать учебу в Германии. Есть ли эта возможность сейчас?
Азат Ордуханян: Да, она сохранилась. По закону в Германии высшее образование получают бесплатно. Необходимы только знание языка, деньги на жилье и питание. Так делают студенты многих стран. И мы ждем соотечественников из России и Армении. Но напоминаю, необходимо иметь средства на жизнь. Обычно одновременно с учебой студенты начинают подрабатывать и полностью обеспечивать свое проживание и учебу. В любое время лично я готов консультировать и оказывать помощь.
Артур Аведисянц: Какой процент из этих студентов возвращается из Германии домой?
Азат Ордуханян: Большинство едет домой – в Москву, Ереван, другие города. Часто работают дома в немецких фирмах. Нам везде нужны кадры. А если ребята остаются здесь, то они помогают нам и родине.
Ведущий: Надеюсь, что это не последний наш видеомост. Мы готовы к продолжению такого общения. И еще приглашаем вас принять участие в дне города Армавира, который состоится в сентябре этого года.
Азат Ордуханян: До встречи. Всем спасибо за интересное общение на важные для всех нас темы.

НОВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ САР МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Председатель Л. Л. Гукасян)

Ашот Мелконян: «Подвиг армян в Великой Отечественной войне - ответ за Геноцид 1915 года»
